Вместо эпиграфа.
В детстве мой отец научил меня играть в шахматы. Сначала — просто двигать фигуры, затем - разыгрывать простейшие комбинации. Затем — принес несколько книг известных шахматистов и сказал: «Изучай. Учись думать на несколько ходов вперед. Просчитывать вероятные действия твоего соперника»… Я открыл первую же книгу (уже не помню автора, да и не важно) — меня поразили многочисленные рисунки с шахматной доской и расположенными на ней фигурками… Было очень интересно.
Мог ли я предположить, что вот это «учись думать на несколько ходов вперед» затем будет сопровождать меня всю мою оставшуюся жизнь? И речь совсем не в игре в шахматы, которые, кстати, я забросил на первых курсах института, увлекшись к тому времени преферансом...
Очень часто приходилось просчитывать вероятность наступления того или иного события и возможные последствия. Жизнь повторяла: «учись думать на несколько ходов вперед»...
Валютные «шахматы»
Когда уже стало ясно, к чему мы идем, — начали все чаще раздаваться крики: «Дефолт близко! Банковская система накроется! Нацбанк не в состоянии контролировать ситуацию!»… и многое-многое. Я часто говорил: «Не надо недооценивать Национальный банк… Вы даже не догадываетесь, на что он способен..» И, к сожалению, оказался прав.
Нарастающий в экономике (и банковской системе, чего греха таить) кризис вынудил Национальный банк вместе с Кабинетом Министров и Министерством финансов предпринять серию действий, которые сейчас модно называть «непопулярными».
Если взглянуть на ситуацию со стороны — невольно возникает аналогия с шахматной партией.
По одну сторону доски — вышеперечисленные Кабмин, НБУ и Минфин (не сайт). По другую — предприниматели и простые граждане, крупные и мелкие фирмы, образно говоря — ВЕСЬ народ, да простят меня за излишний пафос. Ибо сейчас уже не время для подбора выражений...
Интересы у каждой из сторон одинаковы — ВЫЖИТЬ. Вот только «выжить» для каждой из сторон означает спастись самому. И, к сожалению, часто это взаимоисключающие понятия… А посему партия начата серьезная… и ставкой в ней — как существование у власти тех или иных институтов(и личностей), так и личное благосостояние каждого.
Камнем преткновения в нынешней ситуации становится курс гривны к доллару (евро, фунту и т.п., как производным от доллара).
Однако — перейдем к партии.
Начало
Первые два хода были сделаны в сентябре. Когда сначала Национальный банк, выдав около 4 млрд гривень рефинансирования, фактически спровоцировал ситуацию с ажиотажным спросом на валюту на межбанковском валютном рынке (далее — просто «межбанк»). Это был первый ход.
Вторым ходом Нацбанк показательно наказал «неугодных». Причем наказаны были далеко не все — и наказаны очень избирательно. Принцип, по которому был произведен отбор «мальчиков для битья», неизвестен (точнее, известен, но секрет его похоронен глубоко в недрах здания на Институтской,9). Таким образом Национальный банк дал понять, что не намерен молча наблюдать за тем, как разгорается пожар.Хотя поняли тогда не все..
Ход третий. «На испуг»
До конца октября было все более-менее спокойно. Взорвавшейся «бомбой» стала публикация данных по остаткам золото-валютных резервов(ЗВР) НБУ на 1 ноября. «Усушка-утруска» почти на 2,5 млрд. долларов (для любителей точных цифр — на 2,443 млрд) вызвала мгновенную волну публикаций в прессе: «Идем на дно! Скоро нечем будет платить за газ!» Естественно, волна тут же перешла на межбанк, вызвав повышенный спрос на валюту.
Национальный банк НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ наблюдал за происходящим, ничего не предпринимая. Начали раздаваться голоса: «НБУ уже нечем „заливать“ рынок», «НБУ отпустил курс доллара, как того хотел МВФ». На самом деле, как я понимаю, причина была совсем в другом… и это стало ясно чуть позже. А пока… пока курс на межбанке рос каждый день, дойдя 13 ноября до уровня 8,30/8,325 (кто может поправить меня во 2-3 знаке после запятой, буду признателен).
«Рынок» и общественность «созрели» для того, что было потом...
Ход четвертый. «Действие равно противодействию»
Я отлично помню, как первый раз услышал о введении налога на продажу валюты. Об этом подробно описано в моем блоге «Налог на продажу доллара — миф или реальность?! Мысли вслух» — и повторяться я не буду.
Самое интересное было замечено уже позже.
Первое упоминание о грядущем налоге появилось в среду, 14 ноября. Сразу же после дня «пиковых» значений на межбанке. Синхронно с началом массированных интервенций сначала Ощадбанка и Укрэксимбанка, а затем — самого НБУ.
Совпадение? Не верю. Скорее — часть отлично срежиссированного плана. Этакой «гениальной многоходовки».
Кто следил за развитием событий — отлично помнит, КАК начали валиться котировки на межбанке: на 5 копеек за доллар в среду, на 4 копейки — в четверг, на 6-7 копеек — в пятницу. Это было уже похоже на показательный «разгром спекулянтов».
А затем — затем наступил понедельник. И уже все СМИ заговорили о законопроекте, внесенном Виталием Хомутынником.
Ход пятый. «Нормальные герои всегда идут в обход»
С первого захода законопроект не прошел. Почему — я сейчас не буду анализировать. Было множество версий, и о расколе внутри депутатской группы ПР, и о противодействии со стороны зарубежных банков. Если честно — это даже не важно, ПОЧЕМУ он не прошел с первого раза. Он и НЕ ДОЛЖЕН был пройти… поскольку остатки здравого смысла в этой стране еще сохранились. Пусть и не у всех… (я разговаривал за последние две недели с работниками как комбанков, так и НБУ различного уровня — и меня поразило, что МНОГИЕ были ЗА введение подобного закона… Они очевидно просто не в состоянии были просчитать последствия...)
Важно было другое. Как оказалось… и у меня есть все основания этому верить… автором данного «новшества» был вовсе не Хомутынник. Он, как сейчас модно говорить, «просто разместил объявление». Автором был Нацбанк. Если хотите — автором был сам Арбузов (я имею в виду автора идеи, конечно, а не прописывания деталей законопроекта — «не царское это дело»).
И вот тут — мне стало по-настоящему страшно. Я понял, что многие НЕДООЦЕНИЛИ игрока по ту сторону шахматной доски. Игрока, способного менять правила во время игры и доставать лишнего ферзя из кармана пиджака...
Вся эта бурная риторика — и Арбузова, и Горшкова, и Прохоренко — говорила лишь об одном: цель намечена, и препятствия не важны...
Последней каплей, уверившей меня в этом, стала публикация на сайте «Минфин» пресс-конференции с Сугоняко и Аржевитиным: «Аржевитин: налог на валюту будут принимать исподтишка» . Я всегда очень уважал и Аржевитина, и Сугоняко, считая их истинными проффесионалами своего дела — и у меня нет основания не доверять сказанному, тем более, что все это очень хорошо ложится в общий контекст.
Ход шестой. «Деморализованный противник — уже наполовину побежден»
Не успели внесенный законопроект отправить «на доработку» — а «с мест» уже начали доноситься сведения, что население РЕАЛЬНО понесло валюту в банки. Не на депозит. Нет. Сдавать. Менять на гривны. В это верится с трудом — но это факт. Времени прошло еще очень мало — и фактически, с 19 ноября(день внесения на рассмотрение законопроекта) до конца месяца пройдет всего 12 дней. Посему в «валютных итогах за ноябрь» мы не увидим СУЩЕСТВЕННОГО изменения, но оно будет. Поверьте мне, в графе «Покупка валюты у населения» — изменение будет. И оно удивит всех...
А чему удивляться? Наше финансово безграмотное население оказалось один на один с массированной пропагандой, фактически, артобстрелом, ведущимся с телеэкранов и страниц СМИ. Вспомните новости прошлой недели — они начинались с «Введения 15%-ного налога на продажу». Народ обрабатывали по всем правилам современного «зомбирования», поэтому неудивительно, что сначала дрогнули самые «нестойкие», а потом подтянулись и остальные.
Очень эффектно смотрелись и пресс-конференция с Горшковым, пугающим уголовной ответственностью за «теневой обмен валюты», и интервью с Арбузовым, и просто публикации в газетах, где журналисты соревновались друг с другом — кто поэффектнее заголовок придумает.
В результате… вот одна цитата из недавнего разговора с одним завотделением среднего банка: «За прошлую неделю в кассу нанесли около 100к доллара. И что я с ним буду делать?!» Как говорится, без комментариев.
Ход седьмой. «И куда подеться бедному крестьянину?»
В красивую партию, разыгрываемую Арбузовым и Co, неожиданно вмешались другие, не менее «значимые» интересы «власть имущих мира сего». И невольно «смешали фигуры на доске»… Речь пойдет о банках. Сначала лег «Эрде-банк». Трудно сказать, кто виноват — то ли Демчак, полезший в депутатство, «не спитавши броду»… а то ли это официальная причина — пусть этот ребус решают следователи. Но «Эрде» был первым.
Затем начались проблемы у банка „Таврика“. Честно говоря, они были давно — как у любого мелкого „кэптивного“ банка, чей хозяин не вхож в самые высокие кабинеты и не может, открыв коленом дверь кабинета на Институтской,9, попросить „рефинанс“ для „поддержания штанов“. Но… на кон были поставлены „хотелки“ одного из самых влиятельных „сынов“ Украины — насчет КЮЗа, о чем сейчас тоже уже написано немало. Возможно, это тоже сыграло свою роль — и в результате „Таврика“ стала вторым банком, легшим за осень...
Третим кандидатом все, с „легкой руки“ Алексея Комахи (и прочих писак его уровня) называют «Кредитпромбанк“, вина которого лишь в том, что там не могут договориться хозяева. „Пани деруться — а у холопів чуприни тріщать“, говорят у нас на Украине. Впрочем, ПОКА там явных проблем нет, если не считать некоторых задержек с проплатами. Депозиты ПОКА (!) возвращают вовремя (судя по публикации на именной ветке на сайте FINANCE.UA — кстати, хороший индикатор, рекомендую, кто еще не пользуется). Впрочем, я практически уверен, — при соответствующей „артподдержке“ со стороны СМИ „Кредитпром“ может лечь точно так же, как до этого — „Эрде“ и „Таврика“. Было бы желание...
Что несомненно — эти три банка «роднят» проблемы, возникшие у их собственников. Т.е. конфликт интересов, а совсем не внутрибанковские проблемы. Хотелось бы, чтобы это поняли те, кто ежедневно кричат о грядущем «банк-ране».
Однако я хочу сделать акцент вот на чем. В законопроекте делался тонкий намек, мол, «спасутся те доллары, что будут внесены на депозиты». Т.е. населению давался четкий и однозначный мессидж: «Надо нести валюту в банки». И тут — второе падение банка за осень… и намечающееся третье. Кто ж понесет валюту, которую при ликвидации будут возвращать гривной… да по 7,993 за доллар… да неизвестно когда… да из полупустого Фонда гарантирования вкладов....
Вот и получается «Держать дома нельзя нести в банк». И ставьте запятую или тире где хотите… Неувязочка-с...
Ход восьмой. «А что дальше?»
Пока что мы с вами рассмотрели прошлое и настоящее. Но несомненно всех интересует будущее. Что же будет дальше? Какими будут дальнейшие ходы наших «гроссмейстеров»?
Крайне показательным будет, пройдет ли все-таки голосование наш резонансный «законопроект» или нет. Если да — то его будут тянуть за уши, невзирая на лица… и протаскивать всеми правдами и неправдами. И если примут — то мало не покажется никому. Я даже не берусь предсказать всего кумулятивного эффекта от его введения. Надеюсь, что до этого не дойдет.
Одно понятно — народ хотят выгнать из валюты совсем не затем, чтобы «отбить интерес к спекуляциям», пусть эти сказочки они бабушкам на лавочках рассказывают. Цель — предельно ясна:
1. Аккумулировать запас валюты, изъятой у населения, для обеспечения текущих (и грядущих) нужд НБУ и Минфина.
2. Под эту валюту — произвести масштабную эмиссию, которая вызовет рост цен на все. Показатель инфляции «взмоет в небеса». Возникший ажиотажный спрос на продукты и прочее поддержит охлаждающуюся экономику (это они так думают).
3. Через некоторое время, когда население «сдаст все» — можно будет со «спокойной»(?) совестью отпускать гривну. Народ в очередной раз обеднеет — но ему внушат, что «так надо» и «надо потерпеть». Причем терпеть в очередной раз будут те же… мы с вами.
А посему — давайте думать своей головой. И решать сами. «Иметь или не иметь?» Теперь — наш ход...
http://minfin.com.ua/blogs/Mozart/30972/