Советский лазер против…В предыдущей статье
«Лазер для US NAVY» рассказывалось об американском лазерном оружии. У большинства читателей, наверное, возникли вопросы: что же в это время делал Советский Союз? Неужели наша сверхдержава сидела сложа руки и ничем не собиралась отвечать? Успокоим его: делала. Работы по лазерной тематике в СССР шли и имели некоторые успехи. Что именно получилось, а что нет – предмет этой статьи.
…ракетыНачалом советской лазерной программы можно считать тот день, когда группа именитых ученых – это были Н.Г. Басов, Ю.Б. Харитон, Г.В. Кисунько и Е.Н. Царевский – направили в ЦК КПСС записку о принципиальной возможности использования оптического квантового генератора (название лазера, применявшееся в советской науке в то время) в противоракетной обороне. В записке утверждалось, что при соответствующем развитии лазерных и некоторых других технологий вполне возможно создать боевую установку, которая направленным лучом будет поражать боевые блоки вражеских баллистических ракет. Поскольку совсем недавно был Карибский кризис, чуть не приведший к ядерной войне, а ракеты вероятного противника год от года становились все совершеннее и несли все больший заряд, предлагалось провести некоторый объем работ по лазерной ПРО. Предложение рассмотрели в Центральном комитете и одобрили. В 1966 году вышло постановление Правительства СССР о начале работ по программе «Терра-3». Требовалось создать лазер с энергией излучения не менее 1 МДж, а также системы обнаружения и наведения для него. Вся экспериментальная установка получила название НЭК (натурный экспериментальный комплекс); о присутствии в комплексе лазера из соображений секретности в названии не говорилось. Работу поручили ОКБ «Вымпел», позже к ним присоединится ЦКБ «Луч» (будущее НПО «Астрофизика»). Также к работам по «Терра-3» привлекались ведущие институты, в том числе, ВНИИЭФ и ФИАН. Испытывать НЭК планировалось на полигоне №10, он же Сары-Шаган, в Казахстане (район озера Балхаш).
Оставшиеся годы десятилетия во всех привлеченных организациях шла напряженная работа по теме, а уже в 1970-м на полигоне началось строительство НЭК. На этом этапе в проекте были заняты лучшие умы отечественной оборонки, достаточно посмотреть лишь на руководство программы: это и академик АН СССР Б.В. Бункин, и академик Е.П. Велихов, и член-корреспондент Академии Н.Д. Устинов. Строительство комплекса продлилось до конца 72-го, а после начались испытания различных систем. В ноябре следующего года были проведены первые испытания установки в боевом режиме – тогда была поражена стационарная мишень на сравнительно небольшом расстоянии. Тем не менее начинать с чего-то было надо, и даже такая «мелочь» пошла впрок. В 1974 году НЭК показали делегации из Министерства обороны во главе с министром А.А. Гречко. В ходе показательных стрельб лазер уничтожил учебную цель, размер которой был сравним с размерами монеты номиналом в пять копеек. На первый взгляд, это больше похоже на чистую «показуху», но при более тщательном рассмотрении тех стрельб можно прийти к выводу о совершенстве системы наведения комплекса.
Высокое начальство Миобороны оценило результаты работ по проекту «Терра-3» и приказало приступить к созданию нового комплекса, большей мощности и большей эффективности. Вскоре был построена новая система, получившая название 5Н76. Основная аппаратура и командный пункт боевой лазерной станции находилась в одном здании, зашифрованном как «41/42В», рядом с ним пришлось построить дополнительное сооружение для размещения в нем генераторов. К моменту начала строительства в распоряжении ученых не было подобной аппаратуры достаточной мощности – пришлось ставить менее мощные генераторы, но зато имеющиеся в наличии.
Результаты пионерских работ ФИАН’а гигантские фотодиссоционные лазеры ВНИИЭФ’а. Слева - взрывной лазер, 1 МДж/100 мкс, справа – с разрядом, 30 кДж/1 нс. 5Н76 успели запустить еще в 70-х и эксплуатировали до конца следующего десятилетия. Подробностей о ходе работ нет – прошло не так уж много времени, чтобы их рассекретили. Вообще, следует сделать одну важную оговорку: все советские лазерные проекты хорошо и надолго засекречивались, и из-за этого даже сейчас, спустя почти полвека после постановления о «Терре-3», в открытом доступе находится гораздо меньше информации, чем хотелось бы. В частности, до сих пор точно неизвестно, лазеры какого типа применялись в программе «Терра-3». В разных источниках (от вполне уважаемых до сомнительных) упоминаются разные конструкции – от газовых и твердотельных до химических и лазеров на свободных электронах. Именно эта секретность и порождает разные домыслы. Например, есть информация (подтверждений или опровержений ей нет), что в октябре 1984 года шаттл «Челленджер», пролетая над Казахстаном, попал под луч лазерной установки, после чего экипаж ощутил недомогание, а ряд систем шаттла засбоили. Насколько это правда – тоже неизвестно.
…воздушной угрозыЕсли существует возможность сбить лазером боевой блок стратегической ракеты, когда он уже вошел в атмосферу, наверное, можно атаковать и аэродинамические цели: самолеты, вертолеты и крылатые ракеты? Этой проблемой тоже озаботились в нашем военном ведомстве, и вскоре после начала «Терры-3» вышло постановление о запуске проекта «Омега» - лазерной системы ПВО. Состоялось это в конце февраля 1967 года. Создание противовоздушного лазера поручили ОКБ «Стрела» (немного позже его переименуют в ЦКБ «Алмаз»). Относительно быстро в «Стреле» провели все необходимые расчеты и сформировали примерный облик зенитно-лазерного комплекса (для удобства введем термин ЗЛК). В частности, требовалось поднять энергию луча как минимум до 8-10 мегаджоулей. Во-первых, ЗЛК создавался с оглядкой на практическое применение, а во-вторых, сбивать аэродинамическую цель надо быстро, пока она не достигла нужного ей рубежа (для самолетов это пуск ракет, сброс бомб или цель в случае с крылатыми ракетами). Поэтому энергию «залпа» решили делать примерно равной энергии взрыва боевой части зенитной ракеты.

В 1972 году на полигон Сары-Шаган приехала первая аппаратура из состава «Омеги». Сборку комплекса вели на т.н. объекте 2506 («Терра-3» работала на объекте 2505). В состав опытного ЗЛК не вошел боевой лазер – он еще не был готов – вместо него установили имитатор излучения. Попросту говоря, лазер меньшей мощности. Также установка имела лазерный локатор-дальномер для обнаружения, опознавания и предварительного наведения на цель. С имитатором излучения отработали систему наведения и изучили взаимодействие лазерного луча с воздухом. Лазер-имитатор был выполнен по т.н. технологии на стекле с неодимом, локатор-дальномер имел в своей основе рубиновый излучатель. Помимо особенностей эксплуатации лазерной системы ПВО, что несомненно было полезно, был выявлен и ряд недостатков. Главный – ошибочный выбор системы боевого лазера. Выяснилось, что стекло с неодимом не может дать требуемой мощности. Остальные же проблемы без особого труда решались меньшей кровью.
( Read more... )